В процессе работы, при движении пильной цепи по шине, возникает трение между цепью и шиной, а также в шарнирах цепи. Для снижения потерь от сил трения предназначена система смазки пильного аппарата.
Система смазки Ematic разработана фирмой STIHL для достижения оптимума между достаточной степенью смазки и небольшим расходом масла, позволяет экономить до 50 % масла.
1. Пильные шины STIHL Ematic обеспечивают оптимальную транспортировку масла с минимальными потерями, для достаточной смазки цепи вдоль всего паза шины. В шинах выполнены односторонние входные отверстия для масла и выступы в пазе в области входного отверстия для масла (рис.1). Такая конструкция существенно снижает потери масла, гарантируя качественную смазку всей пильной гарнитуры. У шин с большой длиной реза система смазки модернизирована (Ematic S) за счет того, что входные отверстия для масла выполнены эллиптической формы, это повышает скорость адгезионного течения масла и улучшает эффективность смазки.
2. Пильные цепи STIHL Oilomatic. В каждом ведущем звене цепи выштампованы масляные канавки. При движении пильной цепи ведущие звенья зачерпывают из масляной рампы шины масло для смазки цепи (рис. 2), и через упомянутые канавки масло попадает в нуждающиеся в смазке места: рабочие поверхности звеньев, которые соприкасаются с полозьями пильной шины, и шарниры цепи. Это снижает износ цепи и повышает срок ее службы, что в свою очередь снижает эксплуатационные затраты. Еще одним положительным моментом цепи STIHL Oilomatic является то, что масло на каждом ведущем звене сохраняется при огибании оголовника и выходе на нижнюю часть шины.
3. Масляный насос STIHL Ematic может быть как с регулируемым количеством подачи масла, так и без возможности регулировки. В этом случае на насосе выполнена заводская регулировка. В любом случае расход масла является оптимальным — масла подается ровно столько, сколько нужно для смазки пильной цепи.